l_b_r (l_b_r) wrote,
l_b_r
l_b_r

Categories:

Девальвация пафоса


Не собирался. но всё же чувствую - надо. Если не выскажусь, само не отпустит. Это я про эпичный слив всего нагнетавшегося пафоса в 3-й серии финального сезона "Игры Престолов". Без особых спойлеров, перечисления - кто выжил. кто помер - но с подробным разбором, почему не стоит ожидать сочувствия к персонажам или вау-эффекта, если предыдущие полчаса заставлял их выглядеть идиотами.
На всякий случай проведу тут черту для впечатлительных, под неё заходить на свой страх и риск.

Итак, чего тут не будет.
Не будет пересказа сюжета, не будет оценки актёрской игры или операторской работы.
Поговорим о сущих пустяках - правдоподобии, которое или позволяет проникнутся атмосферой и сопереживанием к персонажам, или, как в этом случае, убивает всё перечисленное на корню.
Есть один момент, к которому у меня претензий нет (точнее, я готов с этим смириться) - то, что никто из главных героев не носит шапок/шлемов.
Хотя зима.
Хотя рыцарь, идущий в рукопашную без шлема выглядит идиотом.
Но тут налицо чисто киношный компромисс - зритель должен видеть и различать персонажей, в конце концов, вон - Арагорн с Леголасом тоже обороняли Хельмову Падь без шапочек и ничего.
Но вот всё остальное...
Ладно, без растекания и лишних слов, только тезисы:
1) Кавалерия НИКОГДА не атакует вслепую, не видя противника.
2) Катапальты/баллисты/требушеты - самый дорогой юнит в любой стратегии, никто в здравом уме не выдвинет их на передний край. Наоборот, любой вменяемый тактик поставит их в таком месте, откуда они смогут вести огонь МАКСИМАЛЬНО долго - во двор крепости (катапульты) и на башни (баллисты).
3) Если ваша задача - как можно больше сократить превосходство атакующих в живой силе, вы ОБЯЗАНЫ постараться нанести им максимальный урон ДО того, как они подойдут на расстояние схватки. Рогатки, баррикады, траншеи, рвы, замаскированные ямы с кольями - годится всё. И КОСТРЫ. Очень много КОСТРОВ по всему полю, раз уж вам предстоит сражаться ночью. Пусть их поджигают дозорные, отступая в сторону замка по мере приближения трупаков, но нужно дать лучникам и катапультам ОБЗОР. И они должны всё это время стрелять, стрелять без перерыва, чтобы поле битвы пылало, как новогодняя ёлка, подожжённая спьяну фейерверком. Раз уж вам (сценаристам) нужна была сцена НАДВИГАЮЩЕЙСЯ ТЬМЫ, можно было погасить магией Короля ночи вот эти вот зажжёные костры и траншеи, чтобы показать бессилие людей перед надвигающейся смертью. Но не выставлять их идиотами.
4) Любой разумный тактик разместит ВСЮ живую силу ВНУТРИ стен. Если не помещаются - создаст ещё одно кольцо внешней обороны вокруг крепости. Но не будет никогда никакой беготни взад-вперёд с ОТКРЫВАНИЕМ ворот/калиток/лазеек для собак и прочей хренотени. Конницу, кстати, разумнее разместить между такими кольцами обороны, чтобы оперативно перемещаться и рубить прорвавшихся, благо те тупы и у них нет единого строя/лучников/локальных командиров.
5) Лучники во время обороны крепости ВСЕГДА стоят на башнях. Ибо те выступают вперёд и позволяют простреливать пространство вдоль стен. Никакая беготня в духе "а вот вы постреляли отсюда, а теперь валите туда" в нормальной обороне просто НЕ НУЖНА, потому что каждый УЖЕ стоит на своём месте. Нет никаких вынужденных перерывов в плотности огня. НЕТ.
6) Вы не поверите, но пара бойцов, стоящих у проёма между зубцами стены, могут ОЧЕНЬ ДОЛГО рубить возникающие в этом самом проёме бошки. Именно поэтому в реальной истории крепости, обороняемые сотней человек, могли держаться против тысячной армии МЕСЯЦАМИ. Особенно, если атакующие не знают про лестницы и стенобитные орудия/подкопы и прочую осадную механику.
7) Даже когда противник вскарабкался на стены, это ещё никогда не означало глобального и безоговорочного КОНЦА. Любая цитадель (Винтерфелл в том числе) ВСЕГДА проектируется как система изолированный участков с узкими "горлышками" - внутренними воротами, узкими коридорами и так далее, в которых МИНИМАЛЬНОЕ количество бойцов способно сдерживать ЗНАЧИТЕЛЬНО превосходящие силы. Кто сомневается, перечитайте историю про 300 спартанцев.
8) И да - "стена щитов" действительно работает. Посмотрите для разнобразия что-то более вразумительное с точки зрения истории - "Викингов" или "Последнее королевство". Прорвать сплошной обороняющийся строй - задачка нетривиальная не только для зомбяков с зубами и когтями. но и для вполне себе адекватно обученных и вооружённых воинов.

Итак, выше перечислены ПРОСТЕЙШИЕ, базовые принципы ведения обороны в условиях любого Средневековья, неважно - исторического или фэнтезийного (причём далеко не все).
Какие же из них применяют на практике герои сериала по воле сценаристов?
Правильно, ни одного.
Это можно было бы принять.
С этим можно было бы смириться.
Если бы Винтерфелл обороняли исключительно сбежавшиеся отовсюду пейзане во главе с Джоном Сноу, который, как мы выяснили в предыдущих сезонах, полководец так себе.
Но ведь тут у нас целая толпа вполне себе опытных, побитых жизнью рыцарей, для которых всё это - АЗЫ военного ремесла. Но, видимо, не для сценаристов сериала.
В результате на протяжении большей части 3-й серии мы вынуждены смотреть, как герои выставляют себя форменными идиотами, превозмогая созданные собственными руками нелепые обстоятельства, а затем на последних 25 минутах сценаристы какбэ взывают к зрителю:
"Гляди, ведь всё повисло на волоске! Герои на краю смерти (тм)! Неужели ты не сопереживаешь им, твоё сердце не замирает в страхе, на глаза не наворачиваются слёзы, бездушная ты скотина?!".
Нет, ребята. говорю я в ответ. НЕТ.
Ещё не зная, какой "хитрый поворот" вы приготовили под конец.
Уже где-то к середине этой ОЧЕНЬ ДЛИННОЙ серии с "САМОЙ ДЛИННОЙ битвой в истории телевидения" (по словам создателей сериала), моё лицо болело от бесчисленных фейспалмов. Господа, это так не работает. Нельзя нагнетать пафос идиотизмом происходящего на экране, даже если вы вставили сюда парочку героических смертей и проникновенных диалогов. Персонаж, превозмогающий обстоятельства, всегда вызывает сочувствие. Герой, страдающий по причине собственной глупости - как правило, нет.
После такого перфоманса оставшиеся пять серий 8-го сезона вызываю чувство обоснованной тревоги.
Было ли это финальным пробитием дна или можно глубже?
Узнаем в ближайшие 5 недель.
PS Для тех, кто хочет разбора СЮЖЕТНЫХ ляпов, специально прикладываю ссылку на обзор "Мира фантастики"
Tags: 8-й сезон, game of thrones, Долгая ночь, Игра Престолов, история, сериалы, серия 3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments